Таксономия Блума
[ Скачать с сервера (123.0 Kb) ]12.01.2015, 14:11

Таксономия Блума

 

     Б. Блум выделяет 6 уровней развития познавательных способностей: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Приведем примерные формулировки вопросов, актуализирующих каждый из уровней.

 

  1. Знание подразумевает запоминание и воспризведение материала любого уровня сложности (факты, понятия, правила).

    Ключевые вопросы:

Назовите...

В каком году ...

Где присходило

Перечислите

Цель считается достигнутой, если ученик восприозводит используемые термины, знает конкретные факты, понятия, правила, знает методы и процедуры.

 

  1. Понимание означает усвоение материала и способность к его преобразованию и интерпретации.

   Ключевые вопросы:

Закончите фразу....

Что вы узнали....

Почему...

Преобразуйте выражение...

Объяснить взаимосвязь...

Расскажите своими словами...

 

Цель считется достигнутой, если ученик понимает факты, правила. Интерпретирует словесный материал, схемы, графики. Основываясь на имеющихся данных, предположительно характеризует будущие последствия, преобразует словесный материал в математические выражения.

 

  1. Применение рассматривается как умение применять правила, теории, методы в конкретных ситуациях и в новых условиях.

     Ключевые вопросы:

Объясните цель применения...

Решите данную задачу несколькими способами

Какая теория позволит ояснить данное явление...

Проверьте предположения...

Гипотезы...

Выводы....

Цель считается достигнутой, если ученик использует ранее изученные знания не только в стандартных, но и в новых ситуациях и демонстрирует их правильное применение. Кроме того, важно использования знаний, получаемых в процессе школьного обучения, в практике реальной жизни. Демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

 

  1. Анализ рассматривается как умение выделять отдельные элементы структуры материала, определять взаимосвязь элементов и логику этой взамосвязи.

   Ключевые вопросы:

Какова структура...

Классифицируйте...

Что является следствием...

Сравните...

Проанализируйте причины...

Цель считается достигнутой, если ученик выделяет части целого и взаимосвязи между ними, видит упущение в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных. Выделяет скрытые (неявные) предположения.

 

  1. Синтез предполагает умение объединить элементы в новое целое.

Ключевые вопросы:

Найдите решение...

Предположите алгоритм...

Найдите альтернативу...

Составьте из элементов...

Каковы возможные...

 

Цель считается достигнутой, если ученик пишет творческие работы, предлагает план проведения какого-либо эксперимента, использует знания из разных областей. Этот уровень предполагает творческую переработку информации таким образом, что в результате создается новое целое.

 

  1. Оценка: умение оценить качество и значение материала на основе критериев (выработанных учеником или заданных учителем).

Ключевые вопросы:

Оцените логику...

Опишите достоинства...

Выделите критерии...

Соответствует ли...

Насколько верны выводы...

 

Цель считается достигнутой, если ученик может выделить критерии и следовать им, видит многообразие критериев, оценивает соответствие выводов имеющимися данным, проводит различия между фактами и оценочными суждениями.

Приложение 2

 

Компоненты,

Структуры,

задачи

Определение,

смысл

Действие ученика

Действие педагога

Глаголы констуирования задач

Ознакомление

Воспроизводство или определение местонахождения конкретных элементов информации

Отвечает

Воспринимает

Запоминает

Распознает

Излагает

Характеризует

Описывает

Руководит

Управляет

Направляет

Рассказывает

Сообщает

Показывает

Проверяет

Сделать сообщение, перечислить, описать, воспроизвести, установить, что это, где это и т. п., сформулировать, узнать запомнить рассказать, изложить факты, повторить, определить

Понимание

Усвоение смысла изложенного материала

Объясняет

Истолковывает

Интерпретирует

Доказывает

Раскрывает

Отождествляет

Доказывает

Слушает

Спрашивает

Сравнивает

Сопоставляет

Опрашивает

проверяет

Измените, превратите, переформулируйте, опишите, объясните, сделайте обзор, расскажите, суммируйте, скажите воедино, разъясните, сделайте отчет

Применение

Использование правил, концепций, принципов, теорий, идей в новых ситуациях, “перенос”

Решает новые проблемы

Доказывает

Отбирает

Организует

Иницирует

Вырабатывает

Конструирует

Показывает

Фасилитирует

Оказывает содействие

Поддерживает

Наблюдает

Критикует

Обсуждает

 

Примените, попробуйте на практике, используйте, употребите, решите, докажите, покажите,проиллюстритуйте, сделайте отчет

Анализ

Расчленение информации на составные части, выявление взаимосвязей

Обсуждает

Раскрывает

Перечисляет

Анализирует

Разделяет на части

Разбирает критически

Исследует

Руководит

Стимулирует

Наблюдает

Предоставляет ресурсы

Проанализируйте, разделите на части, разыщите,

 

 

 

 

 

Синтез

Создание различных идей нового или уни-кального продукта или плана

Обсуждает

Обобщает

Связывает

Сопоставляет

Резюмирует

Суммирует

 

Организует обратную связь

(рефлексия)

Расширяет

Оценивает

Развивает идею

Дискутирует

Создайте, изобретите, предскажите, сконструируйте, оформите, измените, вообразите, улучшите, предложите

Оценка

Оценивание значения материала или идей на основе определенных критериев или стандартов

Судит, оценивет

Обсуждает

Подвергает сомнению

Формирует, составляет

Высказывает свое мнение

Принимает,

допускает,

соглашается,

признает.

Раскрывает критерии

Гармонизирует, согласовывает

Составьте мнение

Придите к выводу, отберите, выберите, оцените, разберите, обсудите, проверьте, аргументируйте, рекомендуйте, определите, оправдайте, убедите

 

 

 

 

 

Начальная ступень

Основная ступень

Старшая ступень

1. Воспроизведение, 2 балла

 

 

 

1.1. Воспроизведение конкретных фактов

 

 

 

 

 

 

1.2. Воспроизведение методов, процедур, способов действий, техник

 

 

 

 

 

 

1.3. Воспроизведение технологий

 

 

 

 

 

 

1.4. Воспроизведение абстрактных понятий, закономерностей, теории, концепции

 

 

 

 

 

 

1.5. Воспроизведение общего и отличного в процессах и явлениях, причин и следствий, взаимной обусловленности, влияния определенного фактора на систему и процесс и т. п. ( по видам анализа)

 

 

 

 

 

 

1.6. Воспроизведение обощенных характеристик предмета или явления, знание связей элементов системы и самих элементов

 

 

 

 

 

 

1.7. Воспроизведение оценок событий, явлений, персоналий и т. п. \ или оснований для этих оценок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понимание, 4 балла

 

 

 

 

 

 

2.1. Воспроизводит объяснение , перефразируя, используя реперные точки, останаливаясь на отдельных фрагментах

 

 

 

 

 

 

2.2. Приводит объяснение с изменением формы представления ( графический, аналитический и т. п.)

 

 

 

 

 

 

2.3. Объясняет, детализируя или обобщая (на примере известной последовательности)

 

 

 

 

 

 

2.4. Объясняет с заданной точки зрения (объяснение этого явления или процесса с заданной  точки зрения не должны быть заранее известны ученику)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Применение, 6 баллов

 

 

 

 

 

 

3.1. Применение по алгоритму

 

 

 

 

 

 

3.2. Демонстрация или описание явлений (или процессов) в заданных условиях. Приводит примеры (аналогичные, разъясняющие).

 

 

 

 

 

 

3.3. Самостоятельно объясняет\ делает, комбинируя известные факты, понятия, знание технологий...

 

 

 

 

 

 

3.4. Перебирает алгоритмы из известных (опробованных на своем опыте) и выбирает подходящий. Восстанавливает известный алгоритм или конкретные действия, совершенные по нему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Анализ, 8 баллов

 

 

 

 

 

 

4.1. Вычленить главные и второстепенные признаки или характеристики.

 

 

 

 

 

 

4.2. Найти соответствия или несоответствия. Указать и исправить ошибки в рассуждениях, действиях, связанные с нарушением алгоритма.

 

 

 

 

 

 

4.3. Проверка гипотезы (потвердите доказательством (чужим в том числе), экспериментом, наблюдением). Выделите признаки чего-то по заданным критериям.

 

 

 

 

 

 

4.4. Распределить аргументы по тезисам (вывод).

Сопоставьте объекты по заданным критериям и сделайте вывод о сходствах и различиях. Структурировать признаки объектов (явлений) по заданным основаниям.

 

 

 

 

 

 

4.5. Выявить причинно-следственные связи.

 

 

 

 

 

 

4.6. Провести сравнительный анализ объектов (явлений) (и сделайте вывод ( см. Синтез 3)).Отобрать алгоритм из известных по критериям для применения в конкретной ситуации. Критерии для алгоритмов должны быть в задании (самым быстрым, самым точным способом, экономным).

 

 

 

 

 

 

4.7. Выделите параметры для проведения оценки объекта на основе анализа этого объекта или группы схожих объектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Синтез, 10 баллов

 

 

 

 

 

 

5.1. Сделать вывод на основе явных посылок.

 

 

 

 

 

 

5.2. Сделать вывод на основе неявных посылок. Аргументировать высказывание.

 

 

 

 

 

 

5.3. На основе сравнительного анализа сделать вывод по заданному критерию. Указать причины события, явления и т. п. (возможные причины \ наиболее вероятные причины).

 

 

 

 

 

 

5.4. Создать структуру, модель по заданным условиям. Построить схему, алгоритм действия. Исправить схему, алгоритм действия. Исправить или восстановить неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм.

 

 

 

 

 

 

5.5. Сделать прогноз замены действия одного фактора другим.

 

 

 

 

 

 

5.6. Что будет, если будет нейтрализовано \ заменено действием другого фактора действие определенного фактора

 

 

 

 

 

 

5.7. Выявите возможные последствия действия причины (совокупностьи причин). Доказать (разработать систему аргументов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Оценка, 12 баллов

 

 

 

 

 

 

6.1. Выбери оценку, которая подходит ...

 

 

 

 

 

 

6.2. Оценить по заданным критериям

 

 

 

 

 

 

6.3. Оценить, фомулировав критерии ситуативно... (самостоятельно выбранные критерии)

 

 

 

 

 

 

6.4. Сделать вероятностное заключение на основе анализа

 

 

 

 

 

 

6.5. Оценка системы (элементов и связей – нельзя сделать вывод, не оценивая взаимовливания и степени влияния элементов).

 

 

 

 

 

 

6.6. Сделать вывод на основе явных посылок.

 

6.7.

6.8.

6.9.

6.10.

6.11.

 

Категория: Әдістемелік бөлім/Методический отдел | Добавил: shkolagimnaziya
Просмотров: 659 | Загрузок: 27 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]